Телефоны для связи:
Иркутский филиал РУС "ГЦОЛИФК" » История научно-исследовательской лаборатории

В 2011 году научно-исследовательской лаборатории Иркутского филиала ФГБОУ ВПО "РГУФКСМиТ" исполнилось 5 лет

 

Официально лаборатория начала свою работу в 2006 году под наименованием «Лаборатория комплексных психонейрофизиологических и социальных проблем физической культуры и спортивной деятельности», у истоков которой стояли В. В. Осокин – заведующий лабораторией и заместитель директора по научно-исследовательской работе Соколов А. И.

 

Одной из первых предпосылок возникновения лаборатории является реализация проекта под названием: «Мониторинг физического развития и физической подготовленности детей, подростков и молодежи Восточной Сибири» в рамках целевой программы «Молодежь России" (2001-2005 годы). В 2002 году 43 преподавателя были обучены методике проведения мониторинга и создания базы данных состояния физического здоровья детей, подростков и молодежи г. Иркутска. В мониторинге приняли участие более чем 25000 учащихся средних образовательных школ и дошкольных учреждений в течение 2000-2003гг, были подготовлены стандарты физической подготовленности и физического развития. В 2003 году 155 студентов ИТФК и Иркутского филиала РГУФКСиТ использовали методы проведения мониторинга физического здоровья детского населения Иркутской области во время педагогической практики, в дальнейшем и в своей профессиональной деятельности, как учителя физической культуры, так и тренера по разным видам спорта. Данный проект был реализован командными усилиями следующих сотрудников: Лебединского В. Ю, Беляева А. А., Гаськовой Н. П., Григорьева А. А. и других.

 

На начальном этапе деятельности лаборатории, помимо разработки уставных и нормативных документов научно-исследовательской лаборатории, были также определены источники финансирования, кадровый состав, цели, задачи развития и обеспечение оборудованием. Была разработана программа исследования по теме: «Валеологический мониторинг состояния здоровья и условий обучения детей и подростков г. Иркутска". Деятельность лаборатории была определена следующими направлениями:

 

• Изучение зависимости результатов физической культуры, подготовительной и профессиональной деятельности от индивидуально-типических различий в функционировании регуляторных систем организма (мозга, эндокринной, иммунной и др.), от соотношения биологического, социального и экологических факторов.

• Усовершенствование системы прогнозирования и управления физическим здоровьем, процессами адаптации к специфическим условиям обучения и профессиональной спортивной деятельности, мониторинг функционального состояния учащихся и преподавателей, оптимизация учебного процесса.

 

Одной из самых перспективных тем научного исследования лаборатории, была тема: «Адаптация студентов физкультурного вуза к обучению», которая реализовывалась с 2006 по 2009 гг. В рамках данной темы было проведено исследование на тему: «Успеваемость студентов вуза в зависимости от интегративной деятельности мозга и состояния личностной сферы». В исследовании приняли участие 70 человек – студентов I и II курсов.

 

В 2007-2008гг. деятельность лаборатории определяется уже следующими направлениями:

 

• Изучение физиологических особенностей адаптации организма спортсменов к тренировочным и соревновательным нагрузкам;

• Психодиагностика психических параметров личности спортсменов и специалистов физической культуры;

• Усовершенствование системы прогнозирования и управления физическим здоровьем, процессами адаптации к специфическим условиям обучения и профессиональной спортивной деятельности.

 

За этот период был организован и оснащен кабинет лаборатории, было приобретено оборудование и инструментарий для психофизиологического и клинического исследования. Подобран пакет психологических методик и методической литературы. Приобретен комплексный аппарат «Омега-С», позволяющий контролировать показатели физического состояния спортсменов, велоэргометр, который имеет широкий диапазон программ, повышающий мотивацию тренировки, включая фитнес-тест и функцию гонки, а также простые и мотивирующие пульсозависимые программы для безопасной тренировки и программы, обеспечивающие реалистическое моделирование уличной езды на велосипеде.